Многие англоязычные рецензии на дебютный сольный альбом исландской певицы Йофридур Акадоттир "Brazil" начинаются с фразы вроде "Дебютный альбом любимицы Бьорк". Я тоже не буду выделяться.
Дебютный альбом любимицы Бьорк Йофридур Акадоттир вышел всего неделю назад, но я успел прослушать его примерно миллион раз. Экспериментальный, грустный, мелодичный, противоречивый, самобытный, печальный - это лишь некоторые эпитеты, которые всплывали в моей голове при его прослушивании. Не секрет, что я его очень ждал со времени выпуска первого сингла, и опять же не секрет, что я уже несколько лет люблю Samaris и в особенности Pascal Pinon - другие проекты Йофридур. Четыре песни из девяти были представлены ещё до выхода "Brazil", и каждая из них только подстёгивала интерес к альбому. И, честно говоря, когда альбом таки вышел и я послушал его в первый раз, я был разочарован. "Brazil" показался мне слишком невнятным и чересчур экспериментальным. И это неудивительно: довольно простые мелодии тут скрыты за пеленой битов, шумов и эффектов (скроенной со-продюсером "Brazil" пакистанцем Шазадом Исмейли), и мой мозг в первую очередь зацепился именно за эту пелену. Но это именно тот случай, когда стоит дать второй шанс. Послушав альбом ещё пару раз, я начал понимать, что все эти звуковые странности (к примеру, шизофреничный электронный шум в песне "Journey", порезанные в винегрет ударные в "Airborne" или что-то похожее на хаотичный шелест бумаги в "Anything Goes") очень умело и органично вплетены в печальные гармонии и поэтичные тексты. Да, сначала эти эксперименты могут отталкивать (хотя "Airborne", например, мне понравился с первого раза), но, пожалуй, стоит воспринимать их не как звуковое безумие ради звукового безумия, а именно как часть поэтичного повествования. А тексты в "Brazil", рассказывающие о расставаниях, любви, судьбе и ещё невесть о чём, и вправду невероятно поэтичны и сложны. Ну и, конечно, нельзя забывать о том, как они спеты, ведь вокальные данные - это главное достоинство Йофридур. Её голос, который способен звучать одновременно нежно, печально и трагично, идеально подходит для этих песен. И даже единственная мажорная песня на пластинке - "Anew" - отдаёт какой-то еле уловимой грустью именно из-за голоса. Кстати, из-за общей минорности "Brazil" напоминает мне творчество немки Dillon: её первые (и пока единственные) два альбома также донельзя печальны. По этой же причине я вряд ли буду переслушивать его часто: порою "Brazil" даже слишком трагичен.
JFDR часто сравнивают с Бьорк, и не безосновательно. Во-первых, как отмечено в самом начале этого поста, сама Бьо говорила, что внимательно следит за творчеством Йофридур. Во-вторых, они обе из Исландии. В-третьих, их голоса действительно похожи. Но есть одно существенное отличие: вокалу Йофридур не хватает мощи и драматизма. И, пожалуй, это можно было бы отнести к минусам, но "Brazil" написан и записан так, что драматизм достигается именно благодаря электронным шумам и прочим вышеупомянутым экспериментам, а сильного вокала тут и не нужно. В один момент может показаться, что Йофридур еле вытягивает свои ноты, но это звучит настолько трогательно и настолько гармонирует с музыкой, что этот момент под названием "Anything Goes" стал моей любимой песней со всего альбома.
В итоге, настоящим минусом "Brazil" я могу назвать только его продолжительность: всего 35 минут. Нет, я не думаю, что он станет моим любимым альбомом года/века/тысячелетия (нужное подчеркнуть). Да, слушать его лучше под определённое настроение. Но он это очень хороший альбом. Экспериментальный, грустный, мелодичный, противоречивый, самобытный, печальный. И очень хороший.